История церкви

Дата образования прихода Вознесенской церкви в селе Руново, в который входило сельцо Малое Руново, неизвестна. Некоторыми краеведами упоминается строительство первой деревянной церкви в 1710 году. В 1-й половине ХVIII века — в 1744 г., или, по документам Государственного архива Тульской области, в 1746 г. здесь был построен деревянный храм. Он был двухпрестольный. Холодная церковь — во имя Вознесения Господня, отсюда и название всему храму — Вознесенский. Теплая — во имя Святителя и Чудотворца Николая, При храме была колокольня и вокруг — ограда на кирпичном фундаменте.

В конце XIX века церковный притч состоял из трех человек — двух священников и псаломщика. Жили они в собственных домах на усадебной земле, размер которой вместе с погостом составлял 2 десятины 1706 кв. сажень. Всего же приходу принадлежало пахотной (27 дес.2313 кв. саж), сенокосной (5 дес. 800 кв. саж.). неудобий (1 дес.1б5 кв. саж.) и усадебной земли общей площадью 37 десятин 184 кв.сажень. С 1870 г. в церкви имелись копии с метрических книг. а с 1902 г. исповедные росписи. В 1891 году при церкви прихожане устроили библиотеку. С 2 ноября 1897 года открыто церковно-приходское попечительство.

Священником церкви с 1879 по 1887 гг., был протоиерей Капитон Виноградов, после служивший в с. Тешилово Каширского уезда и в Александро-Невской церкви Тулы (1899). (Тульский синодик. Тульская епархия (1558-2009)/Авторы-составители Георгиевская Т‚В., Петроеа МВ. — Тула: АСТРА-ПРИНТ, 2010).

ПОЖАР

Утром 26 апреля 1902 года (здесь и далее даты даны по старому стилю), как обычно, в руновском храме заканчивалось богослужение. После окончания литургии священник Илья Мерцалов совершил литию перед плащаницей и поминальным столом и поспешил в земскую школу, готовить детей к предстоящему на следующий день экзамену. Осмотр церкви и закрытие ее он предоставил псаломщику и сторожу. Минут через сорок после начала занятий раздался набатный звон.

Вот как описывает дальнейшие события в своей объяснительной записке священник: «Быстро выбежав из школы, я заметил жену, бежавшую ко мне с извещением, что горит церковь. Я кинулся к храму, отперли церковь, но войти в нее не было никакой возможности от сильнейшего дыма. Я кинулся к окну в алтарь… выхватив топор у одного из крестьян, но сделать что-либо им не было никакой возможности, так как в окнах железные решетки и шел сильный дым».

Пожар начался в 11 часов «от неизвестной причины». Огонь так быстро распространился по всему храму, что спасти что-либо из церковной утвари и богослужебных вещей не удалось. Уничтожены святой антиминс, иконы, сосуды, ризница, библиотека. Расплавились даже колокола. Храм сгорел дотла за два часа.

Вечером крестьяне села Руново и сельца Малое Руново, устроили собрание, после которого был составлен текст общественного приговора: «…глубоко скорбя о сгоревшей со всей утварью церкви и, сознавая, что эта утрата невыносимо тяжела для нас, так как негде нам теперь находить духовное утешение в наших частных земных невзгодах, по предложению нашего приходского священника отца Ильи Мерцалова, собравшись…на обгоревших чурках и пепелище и в таком ужасном виде все-таки близких нам и дорогих, так как здесь мы крестились, венчались и исправляли свои духовные нужды, единогласно постановили: ежегодно жертвовать от своих скудных средств на построение нового каменного храма по одному рублю с души, что составит 346 руб.». Крестьяне также взяли на себя обязательство по оказании посильной физической помощи в привозке кирпича, леса, камня.

1 мая 1902 г. за многочисленными подписями на двух страницах церковный причт и прихожане пишут покорнейшее прошение Епископу Тульскому и Белевскому Питириму о получении благословения к постройке нового каменного храма. Теперь он должен стать трехпридельным: 1) во имя Вознесения Господня; 2) во имя Свяитителя и Чудотворца Николая; 3) во имя новоявленного Угодника Божия Святителя Феодосия Черниговского.

5 ноября 1902 года по указу Тульской духовной консистории от 5 ноября 1902 г. разрешено строительство нового храма. Начался сбор средств на его постройку.

ПОЖЕРТВОВАТЕЛИ

По всем храмам Тульской епархии в одно из воскресений был объявлен кружечный сбор. Отпечатаны воззвания к православным благотворителям. Тексты их направлялись в газеты «Тульские епархиальные ведомости», «Русское слово», «Свет», «День».

Около трехсот прихожан с.Руново и сельца Малое Руново проживало в Санкт-Петербурге на заработках. Десятки лет не бывали некоторые из них на родине, но не прерывали связей с односельчанами, периодически направляли деньги на благоустройство своей церкви. С получением известия о пожаре, они объявили ежемесячный сбор пожертвований, избрав для этой цели доверенных лиц, Самый крупный вклад, в размере 5 тысяч рублей, пообещал сделать купец 1 гильдии, в прошлом руновский крестьянин, Симеон Тимофеевич Ильичев. В знак благодарности крестьяне избрали его попечителем строящегося храма.

Сохранился подробный финансовый отчет о приходе и расходе денежных сумм с именами вкладчиков. Почти половину суммы, из всей затраченной в 49 тысяч рублей пожертвовал купец С.Т. Ильичев. Он внес 22 тысячи рублей (вместо обещанных 5 тысяч) на оплату за строительные материалы, устройство печей, дверей, оштукатуривание и окрашивание храма, приобретение церковной утвари и полное устройство иконостаса с 60-ю иконами «высшего живописного художественного письма» (Примечание: иконы в иконостасе храма вознесения были написаны монахинями Каширского Никитского монастыря — в настоящее время из этих икон осталась одна —Умиление, с надписью автора-монахини. Икона находится церкви Преображения в Спас-Детчине). Помогала Симеону Тимофеевичу его дочь — монахиня Каширского Никитского женского монастыря Серафима, за что была награждена грамотой за подписью Епископа Тульского и Белевского Владыки Лаврентия. (Причислен в 2000 году к лику святых. Родился Владыка в Кашире).

В числе других крупных пожертвователей и жена фабриканта сельца Редькина Екатерина Ивановна Карякина. На ее деньги приобретено десять позолоченных крестов на крышу храма и колокольню. На деньги фабриканта села Озеры Сергея Петровича Моргунова  устроены цементные полы, на средства Владимира Михайловича Моргунова — закуплено кровельное железо. На бутовый камень крупные пожертвования сделаны крестьянином с.Руново Алексеем Климовым и дворянкой землевладелицей сельца Малое Руново Екатериной Николаевной Ласковской. В списке-отчете среди жертвователей перечислены и дворяне, и крестьяне, и священнослужители, и монашествующие.

СТРОИТЕЛЬСТВО

В мае 1902 года из членов причта и прихожан церкви Вознесения в с.Руново был создан строительный комитет, в который вошли: председатель священник Илья Мерцалов, члены — псаломщик Сергей Воскресенский, церковный староста Стефан Архипов, крестьяне с.Руново Григорий Архипов и Иван Авдеев и сельца Малое Руново Григорий Федотов. Они занялись подготовительными работами. И только через год — 30 мая 1903 года — состоялась закладка храма.

Все технические работы по строительству возглавил автор проекта тульский губернский инженер Эварист Сковронский. По его инициативе для ускорения работ построен кирпичный завод с тремя сараями для выделки и высушивания кирпича сырца и двумя печами для обжига. Около 700 тыс.штук было произведено за время строительства.

Временно для удовлетворения духовных потребностей прихожан, с разрешения епископа Питирима, крестьянин с‚Озеры Петр Матвеевич Глазунов построил деревянный молельный дом, который после перемещения в с.Руново был освящен 23 марта 1903 года во имя Святителя и Чудотворца Николая. Позднее церковный причт для погашения долгов, связанных со строительством каменного храма, пытался продать его священнику села Грабченок для жилого помещения. Но на эту просьбу из Тульской духовной консистории поступило разъяснение о невозможности использования для подобной цели дома – храма, имевшего алтарь, иконостас, святой престол и жертвенник.

В августе 1906 года новый каменный храм бы готов. Сковронский составляет следующий текст документа: «Настоящим удостоверяю, что постройка каменного храма в с.Руново Каширского уезда в настоящее время окончена и произведена согласно утвержденного плана вполне прочно и безопасно, из материалов надлежащего качества, к освящению и к совершению в означенном храме богослужений препятствия не представляется».

18 и 19 декабря 1906 года (31 декабря — 1 января по новому стилю) в торжественной обстановке состоялось освящение храма. По просьбе его попечителя — С.Т. Ильичева, помимо приделов 1) во имя Вознесения Господн ) во имя Святителя и Чудотворца Николая Мирликийского и 3) Святителя Феодосия Черниговского, в третьем одновременно также был устроен придел во имя Преподобного Серафима Саровского.

Здание церкви кирпичное, с деталями из белого камня, выстроено в формах, заимствованных из русского зодчества XVII века и византийской архитектуры. Особенностью памятника является построение внутреннего пространства основной его части, куда включены двухсветный четверик собственно храма и окружающие его со всех четырех сторон низкие пристройки — галереи. В основную часть храма ведут три входа: северный, южный и западный. Западный главный вход ведет в храм через первый ярус колокольни и небольшой притвор, перекрытый крестовым сводом. Трехъярусная колокольня стоит на двух четвериках, увенчанных восьмериком звона, над которым возвышается оригинальной формы вытянутый каркасный шатер. Квадратный четырехстолпный храм с повышенной центральной частью завершается декоративным пятиглавием. Внешнее убранство фасадов выполнено из тесаного кирпича и сводится к широким окнам с полукруглым верхом, обрамленным одинаковыми наличниками, лопатками и карнизом.

СОВЕТСКОЕ ВРЕМЯ

С 1910 года по 1930 год, в самые сложные для Русской православной церкви годы, в храме Вознесения с.Большое Руново служил иерей Василий (Василий Петрович Чернышев). Уроженец села Баскачи (род. в 1888 году) получил назначение в руновский храм после окончания Московской духовной семинарии и рукоположения в иереи. После революции церковь Вознесения неоднократно пытались закрыть. В 1930 году она была закрыта окончательно, отец Василий работал счетоводом, сеяльщиком, пока в 1937 году не был арестован и приговорен к 10 годам исправительно-трудовых лагерей. С 1937 по 1944 гг. он прошел лагеря Биробиджана (Еврейская Автономная обл.), Комсомольска-на-Амуре и Коканда (Ср. Азия). В 1944 году после послабления государства в церковной политике он, как и многие другие священнослужители, был освобожден. По болезни помещен в госпиталь, где 10 апреля 1944 г. отец Василий скончался, так и не доехав до дома.

После Октябрьской революции 1917 года село Руново, как и другие города и села России, захлестнула волна атеистического мракобесия. Храм неоднократно пытались закрыть. В 1930 году церковь была закрыта окончательно. Было уничтожено внутреннее убранство, сброшены главки с крестами, разобран верх колокольни, сброшены все колокола, выломан алтарь, снесена ограда — то есть все то, что явно напоминало об исконном назначении этого здания. Территория возле храма была превращена в хозяйственный колхозный двор, а в самом храме устроена зерносушилка. Впоследствии храм был просто-напросто заброшен, который стал еще сильнее разрушаться.

НОВОЕ ВРЕМЯ

В 1992 году руины церкви вернули верующим. Первым настоятелем храма был священник Георгий Кликин (+22.10.2002). При отце Георгии в храме возобновились регулярные богослужения. Службы проводились в отгороженном от основной части здания церкви притворе. Затем долгое время настоятелем храма был протоиерей Сергий Шириков. Регулярные богослужения в храме в это время не совершались, но благодаря фонду «Каширский родник», духовным окормлением которого занимался отец Сергий, в храме были произведены многочисленные ремонтные и восстановительные работы. Была произведена вычинка кирпичной кладки, устроена кровля, деревянные оконные заполнения, установлены купола и кресты над четвериком и колокольней храма. В августе 2011 года Вознесенскую церковь посетил управляющий Московской Епархией Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. С июня 2015 года в храме проводятся регулярные Богослужения.

 (История Каширского края и сельского поселения Знаменское. Андрей Голубев)

Просмотрено (59)